Главными потребителями должны стать страны АТР. Кто получит право на экспорт СПГ, как будут строиться отношения новейших экспортеров с «Газпромом» и сколько русской нефти может приобрести Пекин, «Ъ» поведал министр энергетики Рф АЛЕКСАНДР НОВАК.
- На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Владимир Путин практически объявил вопросец о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из Рф решенным. Когда будут подготовлены и внесены в Госдуму надлежащие поправки в закон о экспорте газа?
- На данный момент мы готовим эти поправки. Планируется, что они будут внесены в правительство в наиблежайшие недельки, в зависимости от интенсивности процесса их согласования. Потом мы отработаем их в администрации президента и вынесем на осеннюю сессию Госдумы. Ожидаем, что новейший закон будет принят в осеннюю пору и вступит в силу с 1 января 2014 года.
- Какие будут аспекты доступа к экспорту?
- Есть различные предложения. В согласовании с одним из их предлагается решать вопросец о доступе к экспорту на шаге выдачи лицензии для разработки того либо другого месторождения. Исходя из его ресурсной базы, вероятных размеров производства СПГ, наличия рынков сбыта для газа с еще одного проекта. Такие проекты также не должны реализовываться во вред потребностям внутреннего рынка. Есть и остальные предложения, к примеру, допускать к экспорту проекты, расположенные на определенной местности, а именно в северной части Ямало-Ненецкого автономного округа и на шельфе, в том числе Темного и Азовского морей. Этот путь тоже хороший, и по нему можно пойти. Но мы считаем, что допускать к экспорту проекты лишь по территориальному принципу все таки не совершенно верно, точнее исходить из необходимости. Так как в случае территориального ограничения под законопроект не попадут какие-то месторождения в Восточной и Западной Сибири, где в принципе тоже могли бы быть построены фабрики СПГ. Не исключено, что будет подготовлен некоторый «микс», который будет учесть как территориальный признак, так и учет экспорта СПГ в лицензии на недропользование.
- Другими словами консолидированной позиции о форме конфигурации законодательства еще как бы нет, а, как понятно, основная борьба постоянно идет за детали?
- Мне кажется, это не настолько принципиально, о этом можно постоянно договориться, было бы принципиальное решение. На данный момент в Рф 6 СПГ-проектов, три из их реализует «Газпром», которому разрешения на экспорт не надо. Вкупе с проектами независящих производителей - «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, «Сахалин СПГ» «Роснефти» и «Печора СПГ» - в Рф можно производиться до 35-40 млн тонн СПГ к 2018-2020 годам. Мы могли бы занять до 10% мирового рынка. Ниша для имеющихся проектов есть, потому мы ожидаем, что они все получат право на экспорт. Ежели покажутся новейшие проекты, решение по ним будет приниматься раздельно исходя из критериев, которые будут прописаны в законе.
- Трейдеры сумеют получить право на экспорт?
- Нет, не сумеют. На наш взор, предоставлять такую возможность было бы нецелесообразно.
- Как будет обеспечиваться неконкуренция, к которой призывал президент? Русские производители будут разделять рынки государств либо определенных потребителей?
- Все это довольно условно, разделять рынки либо покупателей никто не собирается. Сейчас формула ценообразования практически у всех однообразная. Ежели газ на китайском рынке стоит $12-13,5 за 1 млн BTU (английская термическая единица), то давать стоимость ниже данной для нас, во-1-х, нецелесообразно исходя из убеждений экономики того либо другого проекта, а во-2-х, участники рынка этого не усвоют. Другими словами твердых правил регулирования рынков и взаимодействия с контрагентами не будет. Я думаю, что наши наикрупнейшие компании, которые занимаются СПГ, и так сумеют меж собой взаимодействовать с тем, чтоб не усугублять свои экономические характеристики.
- Тогда в чем будет состоять сущность регулирования? Речь шла о разработке некоего муниципального регулирующего органа, может быть, в структуре Минэнерго.
- Мы не настаиваем на разработке такового органа. Есть и остальные варианты. К примеру, создание некоммерческого партнерства, как «Совет рынка» у энергетиков, где нефтегазовые компании могли бы координировать свои деяния в сфере СПГ.
- Вы считаете, что это может быть?
- Это можно сделать, но пока в этом нет особенной необходимости. Так как не настолько не мало компаний в данной сфере, которые могут меж собой конкурировать. Эти вопросцы также можно выносить на обсуждение комиссий по ТЭК при правительстве и президенте. Либо регулировать сходу при выдаче лицензий.
- Компании не должны пересекаться по рынкам либо покупателям?
- Покупателям и секторам рынка. К примеру, я считаю, что независящим производителям на данный момент нет необходимости поставлять доп объемы СПГ в Европу, так как там мощные позиции у «Газпрома», который имеет в Европе необъятную инфраструктуру для поставок трубопроводного газа. С иной стороны, Европа все равно закупает СПГ, и в данной для нас нише могли бы поработать и «Газпром», и независящие производители, но без вреда для трубопроводного газа «Газпрома».
- Выходит, что, на самом деле, регулирование деятельности независящих производителей на наружных рынках опосля либерализации осуществляться не будет. А механизмы администрирования будут врубаться лишь в случае откровенно конфликтных ситуаций?
- Да, это видится так.
- Не так давно стало понятно, что НОВАТЭК ведет переговоры с английской BP о поставках ей СПГ с «Ямал СПГ», сразу переговоры о строительстве новейшей ветки Nord Stream в Британию ведет «Газпром». Не станет ли газ с «Ямала СПГ» соперником трубопроводному газу «Газпрома»?
- Не стоит так агрессивно подступать к этому вопросцу, там чрезвычайно много аспектов. Маркетинг СПГ - это чрезвычайно непростая тема. Ты покупаешь его в одном месте, а реализовать можешь в хоть какой точке земного шара. В вероятной сделке с BP необходимо знать детали.
- На ПМЭФ НОВАТЭК подписал соглашение и о поставках СПГ с китайской CNPC, которая собирается приобрести долю в «Ямале СПГ». Но переговоры с CNPC о поставках как трубопроводного газа, так и СПГ наименее удачно ведет и «Газпром». Не является ли это прямой конкурентнстью?
- Нет, это не является проявлением конкуренции. Дело в том, что в Китае тоже есть координация наружных отношений. Вначале НОВАТЭК вел переговоры о поставках газа с китайской Sinopec. Но потом в КНР было принято решение, что все наружные контракты на поставку газа будет заключать лишь CNPC, в том числе в интересах Sinopec. Потому здесь меж НОВАТЭКом и «Газпромом» нет противоречий.
- «Газпром» ведет переговоры о поставках трубопроводного газа с CNPC около 10 лет, сейчас переговоры вновь затягивают. Нет ли чувства, что они в итоге ни к чему не приведут и Китай вообщем откажется от трубы в пользу СПГ?
- У меня нет такового чувства, так как идет обычный процесс сближения позиций. Клиент заявляет минимальную стоимость, торговец - наивысшую. И та и иная сторона осознает, что у их есть потенциал для сближения. Это растянутый во времени процесс. Исходя из той инфы, которой я владею, твердого расхождения меж ними нет.
- Тем более пример НОВАТЭКа указывает, что договориться можно скорее…
- Рекламная политика чрезвычайно непростая, там у каждого своя стратегия. Могу огласить только, что опосля того, как с Китаем договорились поставлять трубопроводный газ по восточному маршруту и были оговорены базисные условия, переговоры стали продвигаться лучше, хотя ранее шли чрезвычайно вяло. На данный момент единственным несогласованным моментом остается стоимость. Но механизм ценообразования на трубопроводный газ чрезвычайно непростой. Он зависит от почти всех причин: размеров поставок, сроков, надежности, штрафных санкций за недобор либо недопоставку газа. Тут нужно соответствовать тенденциям рынка и очень недешево реализовать газ потребителю на очень длиннющий срок.
- По нашей инфы, Китай впрямую не увязывает переговоры о поставках газа с переговорами о поставках нефти, но говорит о том, что он готов брать в Рф больше газа, ежели Наша родина согласится поставлять туда больше нефти. Потому что нефть нужна Китаю больше. Переговоры вправду ведутся в таком формате?
- Мне о этом ничего не понятно. На мой взор, это не соответствует реальности. Есть отдельная тема по газу и отдельная по нефти. Что касается нефти, то я считаю, что Китай в перспективе будет основным драйвером роста спроса на нефть, и это открывает перед нами огромную нишу. Отлично, что конкретно мы ее занимаем, так как в неприятном случае ее займет кто-то иной.
- «Роснефть» и CNPC в марте договорились о доп поставках нефти в Китай. Вас устраивают предлагаемые «Роснефтью» направления поставок, а именно через Казахстан?
- Мы на данный момент прорабатываем этот вопросец, ждем окончательного предложения от «Роснефти», чтоб посчитать ресурсную базу для доп поставок нефти в Китай. Это впрямую соединено с нашим соглашением с Казахстаном, по которому с января 2014 года мы прекращаем беспошлинные поставки нефти в страну. Порядок будет последующий: Наша родина продолжит поставлять 7 млн тонн нефти на Павлодарский НПЗ, в обмен Казахстан также должен будет таковой же размер сырья направлять на Новороссийск. Есть вариант поставлять эту нефть в рамках swap-операции в Китай.
- При увеличении поставок на Восток уменьшатся ли объемы, экспортируемые в западном направлении? Еврокомиссия уже не раз высказывала опаски на этот счет.
- Европе не надо бояться, все договоры будут выполняться в полном объеме. Для Рф Европа остается базисным стратегическим направлением.
- Но, к примеру, глава «Транснефти» Николай Токарев высказывал опасение, что у «Роснефти» недостаточно запасов для воплощения доп поставок в Китай и нет четкого осознания по ресурсной базе.
- Так как идет речь о длительном периоде - межправсоглашение действует до 2038 года, и может быть его продление,- мы специально предусмотрели в нем возможность корректировать размер поставок. Предполагается, что наибольший размер нефти, который пойдет по трубопроводу Сковородино-Мохэ,- до 15 млн тонн. Будет ли ресурсная база либо нет, покажет окончание геологоразведочных работ по отдельным месторождениям. Такие работы уже на данный момент ведутся, есть высочайшая возможность того, что же эти запасы будут доказаны. При всем этом китайцы требуют еще более, и если б мы могли, мы подписались бы на огромные объемы. Их потребность в нефти будет расти, так как будет падать толика употребления угля. На данный момент его толика в структуре баланса КНР составляет около 70%, Китай потребляет половину производимого в мире угля.
И мы тут избрали чрезвычайно правильную политику. Невзирая на то что на данный момент тяжело огласить, будет ли в 2028-2030 годах в Рф добываться таковой размер нефти для Китая, на данный момент мы занимаем эту нишу и ставим для себя задачку к данному сроку обеспечить таковой размер нефти с учетом разработки новейших месторождений и строительства нужной инфраструктуры. Но зато мы для будущих поколений обеспечиваем гарантированный рынок для экспорта наших энергоресурсов. В свое время наши предки также решили вопросец с Европой, построив подобающую инфраструктуру, и мы на данный момент пользуемся этими благами. Потому, ежели мы думаем о будущем, нужно сделать инфраструктуру на Восток, выстроить в этом направлении нефтяную и газовую трубы. И вроде бы не пришлось лет через 10 говорить о расширении инфраструктуры.
- Ежели говорить о газовой инфраструктуре в Европе. Минэнерго и «Газпром» с начала года ведут переговоры с Еврокомиссией (ЕК) о изъятии из Третьего энергопакета газопровода OPAL, чтоб «Газпром» мог применять его на полную мощность. Вы планировали договориться до конца июня, но этого до этого времени не удалось, в чем причина?
- Я считаю, что переговоры продвигаются нормально. На каждой встрече специальной рабочей группы происходит сближение позиций и сразу их доработка. Крайняя встреча была 24 июня в Брюсселе, на ней были представители Еврокомиссии, германский регулятор, спецы Минэнерго и «Газпрома». На данной для нас встрече независящий консультант предоставил изготовленное по заказу «Газпрома» исследование рынка Чехии. Договорились, что германский регулятор и ЕК зададут к сиим исследованиям доп вопросцы, получат на их ответы и посреди июля обязана состояться последующая встреча. Мы ожидаем, что к этому моменту все вопросцы исчезнут и покажется возможность ввести механизм изъятия для OPAL. Предложение русской стороны - выставлять вольные мощности OPAL на аукцион, что даст к нему доступ посторонним поставщикам. Ежели их не будет, «Газпром» сумеет законтрактовать вольные мощности, что дозволит заполнить трубу.
- Выработанное по OPAL решение быть может экстраполировано на наземную часть газопровода South Stream?
- Там иная ситуация. Для наземной части South Stream есть другие механизмы. Ежели любая из государств, по которой пойдет труба, признает ее проектом государственного энтузиазма, это дозволит придать проекту наднациональный статус и получить изъятие из норм Третьего энергопакета.
- Есть ли другие варианты, к примеру допуск третьих поставщиков, к примеру независящих русских производителей?
- Таковой вариант не дискуссируется.
- Может ли проект завода СПГ «Газпрома» на Балтике стать кандидатурой расширения Nord Stream?
- Стройку этого завода будет ориентировано и на русских потребителей, в том числе для поставок СПГ в Калининградскую область.
- Но есть поручение президента проработать предложения о строительстве в Калининград отвода от Nord Stream. Это другие проекты?
- Есть различные варианты. Отвод дискуссируется, но наиболее желаемым является стройку завода СПГ.
- ЕК инициировала антимонопольное расследование в отношении деятельности «Газпрома» в Европе. Вы смотрите за ним, что там происходит?
- Там идет работа. По сиим вопросцам с Еврокомиссией взаимодействует сам «Газпром».
- Но опосля начала этого расследования возник президентский указ о защите стратегических компаний за рубежом. В согласовании с ним «Газпром» должен практически всю свою деятельность согласовывать с Минэнерго? Этот механизм работает?
- Да, работает. Когда «Газпром» направлял в Еврокомиссию и антимонопольный комитет нужные документы, мы их согласовывали.
- А их контракты вы тоже согласовываете?
- Мы должны согласовывать лишь изменение системы ценообразования. Согласование конечных цен и контрактов - это не наша работа.
- Указ тормозит работу «Газпрома»?
- Нет, «Газпром» как общественное акционерное общество довольно самостоятелен в собственных переговорах и политике.
- А «Роснефть»?
- В «Роснефти» больше половины акций принадлежит государству. Но тем более это также акционерное общество, которое работает по закону о АО. Естественно, директивы для голосования на собраниях акционеров мы направляем, но список вопросцев, регулируемых директивами, чрезвычайно ограничен.
- Ранее действенная толика страны и в «Газпроме» была меньше контрольной, но на данный момент удалось получить контроль…
- Да, на данный момент действенная толика страны в «Газпроме» чуток выше 50%. И этого довольно, чтоб осуществлять контроль.
- Нередко молвят, что «Газпром» непрозрачен, что он должен согласовывать свою инвестпрограмму с правительством. Отсутствие действенного контроля в «Газпроме» мешало государству осуществлять корпоративный контроль?
- Я думаю, что не мешало. На нынешний день все есть механизмы и инструменты, чтоб осуществлять корпоративный контроль в «Газпроме». Но, с иной стороны, решение по выводу чиновников из советов директоров госкомпаний было ориентировано на уменьшение влияния страны. В чем тогда смысл, ежели чиновников необходимо выводить, а инвестпрограмму следует согласовывать?
- Но в ноябре 2012 года правительство предписало федеральным органам исполнительной власти согласовывать и утверждать инвестпрограммы акционерных обществ с госучастием, являющихся субъектами естественных монополий.
- У нас с «Газпромом» выстроены обычные, конструктивные механизмы взаимодействия. Обсуждение их инвестпрограммы и принятие принципиальных решений делается в режиме наших возможностей. Мы непременно согласовываем инвестпрограммы сетевых компаний, так как они монопольные. А программы рыночных компаний мы не согласовываем, для этого есть инвесткомитеты, акционеры, которые смотрят за тем, чтоб компании отлично растрачивали. На данный момент уполномоченными органами власти вырабатываются предложения о механизме согласования инвестпрограмм.
- Ежели налажены конструктивные дела, то для чего государству нужен действенный контроль в «Газпроме»?
- Контрольный пакет дозволяет более принципиальные вопросцы в «Газпроме» принимать директивными указаниями. Это не касается текущей деятельности, а затрагивает лишь стратегические вопросцы, в том числе кадровые.
- Большим пакетом «Газпрома» обладает компания «Роснефтегаз», председателем совета директоров которой является глава «Роснефти» Игорь Сечин. Существует ли меж «Роснефтегазом» и Росимуществом акционерное соглашение? Либо «Роснефтегаз» может голосовать пакетом «Газпрома», не делая упор на директивы Росимущества?
- Этот вопросец необходимо адресовать Росимуществу.
- На данный момент в связи с решением президента рост тарифов в инфраструктурных монополиях, в том числе в энергетике, ограничивается уровнем инфляции. Возникает необходимость поиска нетарифных источников. Вправду ли за их счет будет финансироваться значимая часть инвестпрограмм?
- В принципе все инвестпрограммы, в том числе и наших инфраструктурных компаний, постоянно финансировались не только лишь за счет тарифов, а за счет вербования различного рода заемных средств. Тариф, естественно, и впредь будет обеспечивать как текущие расходы, так и амортизацию и прибыль, которые являются базой для вербования заемных средств, образуя в совокупы источники финансирования инвестпрограммы.
- И так и будет далее: тариф ограничен уровнем инфляции, а все, что сверх него, средства на развитие, будет черпаться из нетарифных источников?
- Это целый комплекс вопросцев по расчету потребностей в вкладывательной програмке. С одной стороны, при понижении размера индексации тарифа до уровня инфляции, непременно, сокращаются источники финансирования вкладывательной программы. С иной стороны, в том, что касается доступности нетарифных источников, также возникает ситуация, когда нереально повсевременно занимать, ведь есть предельные ограничения - к примеру, соотношение долга к EBITDA менее 3-х и т.д.. Непременно, придется корректировать инвестпрограммы инфраструктурных монополий с учетом принятых решений, но при всем этом перед ними будет поставлена задачка увеличения эффективности как операционных расходов, так и капитальных издержек, где есть огромные резервы.
- Сейчас компаниям предоставлены инструменты наиболее дешевенького заимствования - такие как пенсионные средства, средства ФНБ… Но вот они кончатся - и что будет далее?
- Никакой катастрофы не будет. Все эти средства, которые выделены, а именно, для ФСК (100 миллиардов руб. средств пенсионных скоплений ВЭБа),- это такие же заемные средства, как и на рынке, лишь несколько дешевле. И решение о том, что их дополнительно выделяют по низкой ставке, ориентировано на то, чтоб простимулировать за их счет финансирование новейших проектов. Если б это были заемные средства на рынке, они бы не были таковыми длинноватыми и эти средства пришлось бы возвращать в наиболее недлинные, чем 30 лет, сроки, а перегрузка на тарифную составляющую в наиблежайшие 10-15 лет была бы выше.
- Кто вообщем оценивает нужность тех проектов, на которые выделяются средства? Ведь часто появляются значительные замечания к обоснованности строительства тех либо других инфраструктурных объектов.
- Относительно средств ВЭБа объясню, что это целевое финансирование. Есть потребность в реализации определенных проектов по развитию Далекого Востока, и в основном эти средства выделяются под эти проекты: под стройку инфраструктуры, разработку новейших месторождений, расширение мощностей уже работающих компаний. И предполагается, что возврат инвестиций будет осуществляться за счет завышенного тарифа для определенного потребителя, для которого строится таковая инфраструктура. Это значит, что средства занимает компания, строит ЛЭП под определенного потребителя, и это не пустые либо полузагруженные подстанции. И в оплате услуг по поставке электроэнергии потребителю будут учитываться текущие расходы плюс возврат капитала в течение долгого времени.
- Другими словами для потребителя будет повышен тариф на передачу…
- Да, на вкладывательную составляющую. Но в другом варианте потребитель был должен бы сам выстроить эту инфраструктуру и разом за нее заплатить. Ему выгоднее оплачивать ее через тариф на электроэнергию, с рассрочкой платежа.
- Так на Далеком Востоке потребители есть не везде.
- Будут строить лишь там, где есть потребитель. Там уже есть определенные проекты - к примеру, Удоканское месторождение, ряд остальных… Ежели потребителя не будет, никто, естественно, не станет прокладывать линию. Все эти программы вложения средств, во-1-х, будут общественными, а во-2-х, будут дискуссироваться тут, в Минэнерго. Мы будем агрессивно смотреть за сиим.
- Действующие инвестпрограммы будут проаудированы?
- Мы на данный момент подготовили комплекс мер, включая проект нормативно-правового акта, которые в целом вводят систему технологического и ценового аудита инвестпрограмм естественных монополий в энергетике. Уже начали общественное обсуждение главных инвестпрограмм, в первом полугодии разглядели с общественностью инвестпрограмму ФСК. Такое поручение было нам дано в рамках разработки стратегии электросетевого комплекса, когда был утвержден перечень нормативно-правовых актов, которые должны быть приняты до конца года. В согласовании с сиим все инвестпрограммы будут проходить аудит. Запустили механизм ценового и технологического аудита новейших объектов генерации на Далеком Востоке, которые реализуются компанией «РусГидро».
- А нефтегазового сектора это касается?
- Речь на данный момент идет о инфраструктурных монополиях.
- Другими словами для публичного обсуждения будут выделены инвестиции в части развития ГТС?
- Мы на данный момент над сиим работаем. Пока работа не завершена, это поручение мы получили совершенно не так давно.
- Может ли идти речь о выделении в структуре «Газпрома» отдельной газотранспортной компании?
- На данный момент таковой вариант не рассматривается.
- Тогда как осуществлять согласование инвестпрограммы в части ГТС?
- Инвестпрограмму по ГТС можно выделить в отдельный учет. Хотя окончательные формы еще дискуссируются.
- В связи с ожидаемым понижением динамики роста цен на газ до уровня инфляции как будет скорректирована инвестпрограмма «Газпрома» в 2014-2015 годах?
- Надлежащими расчетами занимаются Минэнерго и Минэкономики. Там много причин, влияющих на корректировку инвестпрограммы «Газпрома», в том числе НДПИ на газ. На данный момент придумана особая формула расчета НДПИ, исходя из которой при росте цен газа, растет и размер налога, при понижении цен - налог падет. Отчасти это компенсирует замедление динамики роста цен газа, но не полностью, потому размер инвестпрограммы будет, возможно, понижаться. По прогнозу «Газпрома» на 2014-2015 годы, его выручка сократится на 10%, а размер инвестпрограммы - на 130 миллиардов руб.
- Что происходит с законопроектом по «крайней миле»? Чем вызвана таковая спешность его согласования?
- С 1 января 2014 года в согласовании с законом действие механизма «крайней мили» прекращается. Ежели не принять закон, регулирующий эту ситуацию или методом продления срока, или через постепенный переход к ликвидации «крайней мили», то выпадающие доходы сетей составят около 58 миллиардов руб. Понятно, в рамках координируемой нами работы по увеличению эффективности расходов естественных монополий эта сумма быть может уменьшена, но все равно в отдельных регионах уже сейчас есть фактический недостаток средств не то что на финансирование инвестпрограмм - на ремонты, чего же в преддверии зимы никто допустить не может. При всем этом, чтоб покрыть эти недостающие средства, тарифы для потребителей в регионах, где есть «крайняя миля», пришлось бы поднять на 20-100%. Этого тем паче допускать нельзя. Потому мы должны принять конфигурации в закон о электроэнергетике, который дозволил бы эту ситуацию урегулировать. И мы предложили некоторый механизм, который рассматривается в Госдуме.
- Станет ли неувязкой то, что в законопроекте предлагается запретить заключать прямые договоры с ФСК уже с 1 января 2014 года, в то время как компенсирующие механизмы для потребителей будут описаны в другом документе, который могут не успеть приготовить так быстро?
- Почему же? У нас сейчас параллельно разрабатывается проект нормативно-правовых актов, где будут прописаны все детали работы данного механизма. И эти постановления должны также выйти до момента принятия тарифных решений.
- Глава «Россетей» Олег Бударгин заявил о способности возникновения в «Россетях» и ФСК новейшего мощного акционера. Как настоящим вы считаете возникновение там какого-нибудь инвестора - а именно, «Роснефтегаза»?
- Вопросцы о вербовании в «Россети» либо ФСК личных либо каких-то остальных инвесторов не дискуссировались. В принципе, ежели покажется необходимость вербования инвестора, я думаю, что при условии сохранения контрольного пакета за государством на теоретическом уровне это может быть.
- Но без передачи определенного пакета?
- Да, без передачи контрольного пакета.
- Вы успеваете внести в правительство новейшую модель энергорынка в срок?
- Успеваем. У нас, правда, остаются разногласия, которые, похоже, придется снимать на уровне правительства, беря во внимание стратегическую значимость решения и вероятные последствия. Мы попросили продлить срок до 1 сентября, чтоб очень сблизить позиции. Собираемся в министерстве с профессионалами дважды в недельку. Не желаю загадывать, но мы уже практически в завершающей стадии.
- Модель претерпела какие-то конфигурации, не считая внесения в нее механизма гарантированных инвестиций (МГИ)? Добавилось что-нибудь в структуре модели? Найден ли и возможен ли какой-нибудь компромисс с моделью, предложенной «Интер РАО» и «Газпром энергохолдингом»?
- В чем компромиссность МГИ? Ведь представляется, что генераторы желают не совершенно этого. Они желают получать ДПМ (договоры на поставку мощности, обеспечивающие окупаемость инвестиций) для модернизации собственных станций, а не для строительства системной генерации…
- В принципе да.