Надлежащие поправки ко второму чтению закона о финансовом мегарегуляторе были одобрены в среду профильным комитетом Госдумы.
Правительство РФ лихорадочно пробует отыскать методы оживления русской экономики, рост которой стремительно замедляется (до 1,8% за 1-ые 5 месяцев), невзирая на высочайшие цены на нефть. Руководители Минэкономразвития не один раз призывали ЦБ, который из-за ускорения инфляции не торопится снижать главные ставки, поделить ответственность за поддержание экономического роста и давали законодателям наделить регулятора подходящим мандатом.
Рост как сверхзадача
В формулировке депутатов новенькая цель денежно-кредитной политики ЦБ полностью укладывается в планы регулятора по переходу к инфляционному таргетированию.
«Основной целью денежно-кредитной политики Банка Рф является защита и обеспечение стойкости рубля средством поддержания ценовой стабильности, в том числе, для формирования критерий сбалансированного и устойчивого экономического роста», - гласит предложенная депутатами статья 34.1 закона о ЦБ.
Таковым образом, закрепленная в Конституции цель Центробанка по обеспечению стойкости рубля в законопроекте однозначно трактуется как поддержание ценовой стабильности, что делает правовую базу для перехода к режиму инфляционного таргетирования.
Банк Рф равномерно отрешается от регулирования курса русской валюты ради способности влиять на инфляцию через процентные ставки. Расплывчатая формулировка работающего закона, допускающая трактовку стойкости рубля как стабильности курса, давала оппонентам ЦБ повод для критики.
При всем этом закрепление в законе цели по обеспечению устойчивого экономического роста в качестве сверхзадачи дает гарантии того, что регулятор не будет добиваться понижения инфляции хоть какой ценой. «Предполагается, что есть длительная цель правительства и ЦБ - устойчивый сбалансированный рост. Для ее заслуги ЦБ будет удерживать ценовую стабильность. Это не самоцель - понизить инфляцию, это необходимо для того, чтоб в длительном периоде экономика была устойчивой», - пояснили агентству «Прайм» в ЦБ.
Новенькая формулировка даст регулятору больший простор для маневра, считает аналитик Росбанка Владимир Цибанов. «Сейчас у ЦБ будет доборная оговорка - он сумеет не реагировать на причины, которые ускоряют инфляцию, но находятся за пределами его возможного влияния (неурожай, всплеск цен на зерно, резкий рост валюты)», - объяснил он.
В свою очередь основной экономист «ВТБ Капитала» по Рф Максим Орешкин призывает не забывать о таком принципиальном в русских реалиях субъективном факторе. «Главным является личность председателя. Формулировка закона не принуждает ЦБ делать что-то конкретное», - считает он.
Количественное смягчение?
Русский регулятор, долгие и длительные годы отказывавшийся дискуссировать с банками возможность фондирования их бизнеса, ссылаясь на обычное осознание Центробанка как кредитора крайней инстанции, в ближайшее время отходит от ортодоксальной позиции. 1-ый зампред ЦБ Алексей Улюкаев незадолго до назначения на пост министра экономического развития заявил о необходимости пошевелить мозгами о русских эквивалентах количественного смягчения - расширении фондирования банков для активизации деловой активности.
Предложенные депутатами поправки дают возможность ЦБ финансировать поновой банки на срок наиболее года под залог нерыночных активов (312-е положение). Тем более, специалисты убеждены в том, что говорить о количественном смягчении пока рано. Хотя бы поэтому, что удлинение сроков не значит роста лимитов предоставления средств. Ну и само решение о вероятных сроках рефинансирования закон дает на откуп ЦБ.
«Мы не возражаем, так как одно дело - иметь инструмент, а другое - им воспользоваться. Ежели будет необходимость, будем воспользоваться», - откомментировал новацию зампред ЦБ Сергей Швецов. Он уточнил, что ограничение одним годом сроков предоставления беззалогововых кредитов и РЕПО сохраняется.
Орешкин из «ВТБ Капитала» солидарен с зампредом ЦБ. «Это просто расширяет потенциал вероятных средств со стороны ЦБ. Я не думаю, что те, люди, которые на данный момент работают в Центральном банке, будут прибегать к этому инструменту в последнее время», - произнес он.
Для ЦБ принципиально в случае принятия решения о предоставлении банкам длинноватых кредитов сохранить рычаги влияния на инфляцию, и планируемый на 3-ий квартал пуск среднесрочного рефинансирования под залог нерыночных активов по плавающим ставкам, привязанным к ставке недельного аукционного РЕПО, дозволит регулятору этого достигнуть, считает Цибанов из Росбанка.
«Отсутствие длинноватых средств - это неувязка для нашей экономики. Отчасти ЦБ может взять на себя функцию предоставления длинноватых средств. <…> Плавающая ставка прирастит привлекательность длинноватых кредитов ЦБ и, в то же время, дозволит ему выдавать длинноватые кредиты, не ухудшая эффективность трансмиссионного механизма, другими словами он все равно сумеет управлять ставками, стоимостью фондирования для банков и компаний настоящего сектора, выпуском и, в конечном счете, инфляцией», - произнес аналитик.
Его выводы подтверждают и в самом Центробанке. «Все равно лимиты ЦБ по РЕПО будут ориентированы на управление ставкой. А потому что рефинансирование по 312-му положению будет привязано к ставке по РЕПО, то все равно через операции РЕПО Центробанк будет управлять сиим длинноватым инвентарем», - пояснили «Прайму» в ЦБ.