Президент РФ Владимир Путин разрешил употреблять средства Фонда государственного благосостояния (ФНБ) на финансирование инфраструктурных проектов снутри Рф.
Еще недельку назад, оглашая экономное послание, Путин поручил правительству определиться с объемом средств ФНБ, которые могут потребоваться на покрытие недостатка пенсионной системы - конкретно для этого в свое время и создавался фонд. Министр денег Антон Силуанов сходу заверил, что Минфину в наиблежайшие годы ФНБ вообщем не пригодится - на финансирование недостатка Пенсионного фонда пока хватает средств федерального бюджета.
Стало ли это решающим фактором для решения президента - непонятно. Но выступая на пленарной сессии ПМЭФ, Путин поддержал предложения министра экономического развития Андрея Белоусова, заявив, что Наша родина вложит 450 млрд рублей в окупаемые инфраструктурные проекты на возвратной базе из ФНБ, а потом будет инвестировано до половины средств фонда. Размер ФНБ, по данным Минфина на 1 июня составлял 2,7 триллиона рублей.
Смириться с поражением
«Минфин довольно долго отстаивал позицию, связанную с тем, чтоб сдерживать внедрение конъюнктурных доходов для воплощения внутренних инвестиций», - напомнил замминистра денег Сергей Сторчак. Министерство денег инвестировало средства ФНБ в высоколиквидные, но низкодоходные инструменты. Но, в Минфине, похоже, не хотят продолжать дискуссию и готовы смириться с поражением. «Политическое решение принято. Видимо, установилась пора его принять. Это иной шаг работы по использованию средств ФНБ», - произнес Сторчак.
Наиболее того, Минфину, видимо, придется заниматься реализацией данного решения. «Прошу правительство Рф уже в последнее время сформировать определенные механизмы реализации таковых проектов», - произнес Путин, выделив, что это должны быть конкретно просчитанные проекты, а не благие пожелания.
Ежели не удалось ограничить внедрение средств фонда, то необходимо гарантировать их возвратность, выделил заместитель министра денег Алексей Моисеев. «Мы издавна говорим, что для увеличения эффективности инвестиций они должны быть не экономными, а за счет возвратных фондов, на платной базе», - произнес он.
Он предложил пристально отбирать проекты, которые будут финансироваться за счет средств фонда. «Почти все проекты мгновенно отпадали, когда выяснялось, что средства нужно будет возвращать <…> Когда вкладывательный ресурс, пусть и длиннющий, но возвратный и платный, то подготовка проекта наиболее высококачественная», - произнес Моисеев.
В поддержку решения президента выступил глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, опаски Минфина в связи с тем, что внедрение резервов несет опасности роста инфляции, беспочвенны. «Инфраструктурные проекты очень важны <…> Мы говорим о высочайшей инфляции, а инфляция зависит не только лишь от количества средств в обращении, да и от уровня монетизации экономики, другими словами как экономика абсорбирует средства. Инфраструктурные проекты являются катализатором абсорбции этих средств», - произнес Греф, отметив также, что определенные проекты, которые будут профинансированы из фонда, должны быть всесторонне взвешены.
Кто попадет под раздачу
1-ые три таковых проекта президент определил сам: идет речь о строительстве скоростной жд магистрали Москва - Казань, Центральной кольцевой авто дороги (ЦКАД) и модернизации Транссибирской магистрали.
Выделение средств ФНБ на высокоскоростные жд магистрали - эпохальное решение для РЖД, заявил 1-ый вице-президент жд монополии Александр Мишарин. РЖД постоянно жаловались на изношенную инфраструктуру и нехватку средств на ее развитие. Пробы монополии прирастить тарифы для финансирования таковых проектов натыкались на яростное противодействие министерств экономического блока - и сначала Минфина.
До этого времени РЖД удавалось отчасти решить делему за счет инфраструктурных облигаций: сначала июня монополия выпустила 1-ый транш на 25 млрд рублей, который был вполне выкуплен ВЭБом. Размещение второго транша запланировано на 27 июня, предполагается, что его также выкупит Внешэкономбанк, инвестировав в облигации пенсионные средства «молчунов», которые доверили государству судьбу накопительной части собственных пенсий.
Но это было каплей в море: ранее глава Минэкономразвития оценивал потребность в муниципальном софинансировании инфраструктурных проектов в РФ на уровне 0,5-0,6% ВВП Рф, что составляет около 300-400 млрд рублей.
Решение Путина открывает доп способности не только лишь для транспортников, получить свою долю муниципального пирога в дальнейшем рассчитывают связисты. «На данный момент любые инвестиции в инфраструктуру не могут идти без связи, она является большой частью, и мы в любом случае будем задействованы в любом из этих проектов», - произнес гендиректор «Мегафона» Иван Таврин.
Личный энтузиазм
Глава страны надеется, что финансировать инфраструктурные проекты в РФ на сто процентов за счет ФНБ не придется, и за муниципальными инвестициями придут личные средства. «Знаю, что энтузиазм инвесторов к инфраструктурным проектам чрезвычайно большой. В особенности, ежели правительство готово обеспечить гарантии, минимизировать опасности и выступить соинвестором», - произнес Путин. Оценка жизнеспособности и эффективности проекта личным делом и софинансирование с его стороны должны стать главным условием для выделения средств ФНБ, выделил президент.
Путин признал, что дискуссия о способности использования денежных резервов, которыми являются ресурсы ФНБ, ведется издавна. «Эти средства должны работать на российскую экономику и на будущие поколения», - произнес он. «Их нельзя тратить по мелочам, разменивать на несущественные программы, а следует направлять на такие проекты, которые меняют вид страны, открывают новейшие перспективы для развития», - выделил Путин.