Им стала розничная сеть WHSmith с годовым оборотом 1,2 миллиардов фунтов. Уже в июле на Павелецком вокзале раскроется ее магазин, а до конца года в столице и регионах покажется еще 10 точек, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на главу совета директоров «Трансмаркета» Зураба Мутиева. Предполагается, что в дальнейшем WHSmith будет представлена на всех вокзалах РЖД.
В штаб-квартире WHSmith уточнили, что в Рф ее магазины будут работать по франшизе. Партнером «Трансмаркета» по проекту стала компания «Цветной рынок», которая для развития магазинов WHSmith сделала ООО «Цветной рынок Медиа».
Английская WHSmith насчитывает наиболее 1600 магазинов и киосков на жд и автовокзалах, АЗС, в аэропортах. Торговая площадь - от 8 до 550 кв. м, отдельные магазины добиваются 2 100 кв. м. Ассортимент продуктов - книжки, газеты, журнальчики, канцелярские продукты и т. п. «Цветной бульвар» является структурой азербайджанской PNN Group Низами и Насиба Пириевых, чей главный актив - компания AzMeCo, занимающаяся нефтехимией и созданием метанола на Каспии. Не считая того, PNN является партнером De Beers и Hamley`s по открытию их магазинов в Азербайджане и на Украине, в этих же странах развивает по франчайзингу сеть закусочных KFC. В прошедшем году PNN разглядывала возможность покупки столичного торгового центра «Цветной», но сделка так не свершилась.
В Рф магазины WHSmith будут занимать 40-100 кв. м, сказал совладелец «Цветного бульвара» Насиб Пириев. Размер инвестиций он оценивает от 600 до 1000 фунтов (30 000-50 000 руб.) на 1 кв. м. Кроме периодики и книжек русские магазины WHSmith будут также продавать пищу, напитки, продукты в дорогу. Государь Пириев оценивает проект как «с высочайшими административно-правовыми рисками, но жизнеспособный».
На данный момент на вокзалах РЖД прессу реализует аффилированное с монополией АРП «Гудок». В «Трансмаркете» уточняют, что эта компания продолжит свою работу. Насиб Пириев считает, что в этом секторе у него нет соперников.
Пробы больших западных ритейлеров, специализирующихся на периодике, вести собственный бизнес в Рф без помощи других закончились провалом. В 2008 г. французская медиагруппа Lagardere продала финской Sanoma свои русские сети InMedio и Relay, насчитывающие вкупе 25 точек. А уже в 2010 г. от дистрибуторского бизнеса в Рф отказалась и Sanoma, развивавшая, а именно, сеть «Р-Киоск».
При организации точек WHSmith значимая часть расходов придется на аренду, считает ведущий консультант компании «Магазин магазинов» Марина Маркова. «Концепция не подразумевает огромных вложений в отделку и оснащение»,- отмечает эксперт. По ее оценке, в среднем арендная ставка для точки площадью до 50 кв. м может составить 99 000-148 500 руб. за 1 кв. м. В этом проекте чуть ли работают рыночные механизмы в вопросцах аренды, возражает управляющий направления услуг корпоративным клиентам департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle Владимир Александровский. «Перспективы WHSmith и другого цивилизованного ритейла зависят от концепции развития самих вокзалов. Арендаторы должны осознавать среду, в какой они будут находиться, и до того времени, пока вокзалы не будут территориями цивилизованной розницы, схожим ритейлерам будет трудно работать»,- категоричен Александровский.