Гендиректор Tesla Элон Маск, ставший миллиардером благодаря роли в разработке платежной системы PayPal, желает реализовать шикарные электромобили за $70 000 конкретно потребителям, минуя франчайзинговых авто дилеров, пишет The Wall Street Journal. Дилеры в пары штатах, к примеру в Техасе и Вирджинии, делают все, чтоб его приостановить.
Крайние схватка состоялось в Северной Каролине. Контролируемый республиканцами сенат штата в прошедшем месяце единодушно одобрил меру, блокирующую реализации Tesla через веб, прошлый единственным для нее методом продаж в Северной Каролине. Сейчас компания устроила тест-драйвы для законодателей и наняла 1-го из самых влиятельных лоббистов, чтоб предотвратить подобные итоги голосования в палате представителей легислатуры штата.
Основное внимание в борьбе меж Маском и автодиллерами уделяется законодательству штатов о франшизе. Почти все из этих законов возникли к заре авто индустрии, когда пионер промышленности Генри Форд стал обращаются к бизнесменам за помощью для реализации его Model T. Дилеры молвят, законы, действовавшие в протяжении десятилетий и предотвращавшие прямые реализации клиентам, оправданы, так как без их автопроизводители могут употреблять свою экономическую мощь и продавать машинки дешевле независящих дилеров. Прямые реализации Tesla нарушают эти законы. При всем этом законы о франшизе изолировали автодилеров от революции в электронной коммерции, которая стукнула по остальным секторам торговли - от книжек до электроники.
Законы о франшизе не распространяются на Tesla, говорит Маск, компания никогда не имела франчайзинговых дилеров. Таковой аргумент принес Tesla победу в суде при стычке с дилерами в Нью-Йорке и Массачусетсе. Но он плохо работает в штатах, где законодатели наиболее чутко относятся к дилеммам больших местных работодателей и политических спонсоров.
Ежели Tesla преуспеет в разработке своей розничной сети, это может открыть двери для остальных новейших компаний, к примеру, для китайских автопроизводителей, сотворения сетей прямых продаж, молвят юристы. Дилеры также боятся, что авто компании попробуют сделать новейшие дочерние компании для продаж машин конкретно потребителям (такую стратегию пробовали употреблять Дженерал моторс и Ford в конце 90-х годов, но столкнулись с массивным сопротивлением дилеров).
Законы о франшизе различаются от штата к штату: в большинстве производителям запрещают иметь сразу собственных дилеров и франчайзинговых. Некие штаты, к примеру Северная Каролина и Техас, требуют от производителей употреблять лишь независящих дилеров. В неких штатах, включая Северную Каролину, дилеры подталкивают законодателей к укреплению запретов на любые формы прямых продаж.
У дилеров «значимая монополия в их бизнесе, и они желают ее сохранить», говорит вице-президент Tesla по развитию бизнеса Диармайд О'Коннелл. По его словам, автодилеры и дистрибьюторы алкоголя являются редкими видами бизнеса до этого времени упрямо сопротивляющимися влиянию веба. О'Коннелл заявил, что компания разглядывает возможность воздействовать на федеральное законодательство.
Юристы считают шансы воздействовать на законы страны слабенькими. «Тяжело представить, какие юридические доводы сумеет привести Tesla федеральному судье, чтоб опротестовать законы штатов и, в особенности аналогичный федеральный закон, защищающий дилеров», - считает юрист Bodman PLC Томас Таллерико.
Маск отказался от комментариев. Но не так давно на ежегодном собрании акционеров он резко критиковал дилеров, называя лоббирование ими законов, ограничивающих реализации Tesla, «извращением демократии». «Думаю, клиенты готовы устроить восстание по этому поводу», говорил он.
«Система работает в течение долгого времени, мы лишь желаем Tesla игралась по этим же правилам,»- молвят представители дилеров.
Производителю электромобилей еще предстоит много схваток, считает WSJ. Tesla одолела в Миннесоте, где были заблокированы ее реализации, но в Вирджинии департамент транспорта до этого времени отрешается выдавать компании разрешение на работу собственного фирменного магазина.