«Аэрофлот» разглядывает возможность выхода из SkyTeam и даже переход в иной авиаальянс, сказали «Ъ» несколько участников авиарынка, также источники, близкие к компании и ее совету директоров. Один из собеседников «Ъ» произнес, что штраф за выход из альянса может составить $20 млн. Иной источник говорит, что вопросец поднимался на совете директоров «Аэрофлота» в связи с трудностями, появившимися при реализации планов по расширению маршрутной сети в США.
Партнер «Аэрофлота» по SkyTeam южноамериканская Delta предложила невыгодные тарифы на рейсы снутри США, в итоге что перелет из Москвы в городка США с пересадкой в Нью-Йорке на рейсы Delta оказался в два раза дороже, чем в те же городка через Франкфурт и с иными авиакомпаниями. Но правила альянса запрещают «Аэрофлоту» сотрудничество с перевозчиками из остальных объединений, хотя United Airlines (Star Alliance) предлагала наиболее выгодные условия. Delta стремится привлечь больше пассажиров на свои трансатлантические рейсы, объяснил один из источников «Ъ». «В итоге, невзирая на высочайший спрос в Рф на авиаперелеты в США, “Аэрофлот” не может расширить маршрутную сеть»,-- говорит собеседник «Ъ».
Не считая того, в процессе дискуссий выяснилось, что «Аэрофлот», вступая в SkyTeam, заключил невыгодные соглашения о ставках, применяемых при взаиморасчетах с партнерами по бонусным перевозкам пассажиров. «“Аэрофлоту” приходится дороже платить иным членам SkyTeam за премиальные мили, использованные пассажиром на рейсах партнеров. Подобные ставки для партнеров в пару раз ниже»,-- объясняет источник «Ъ».
Основной вариант - выход из SkyTeam и неучастие в остальных альянсах, говорит один из источников «Ъ». По его словам, прямое сотрудничество с отдельными авиакомпаниями принесет огромную выгоду, чем присутствие в альянсе. Вообщем, изучается и вариант роли в старом и крупнейшем объединении - Star Alliance,-- у которого на данный момент нет напарника в Рф, уточняет собеседник «Ъ».
SkyTeam сотворен в 2000 году. В него кроме «Аэрофлота» входят Air France-KLM, Delta Airlines, China Airlines, AeroMexico. Ежегодный пассажиропоток участников альянса - 531 млн человек. Рыночная толика - 19,3%. Всего в мире три глобальных альянса авиаперевозчиков. Первым в 1997 году сотворен Star Alliance. На данный момент в него заходит 28 авиакомпаний, наикрупнейшие - германская Lufthansa и южноамериканская United Airlines. Ежегодный пассажиропоток составляет 678 млн человек. Толика на рынке - 26,4%. В 1999 году сотворен OneWorld. В него входят 12 авиакомпаний, посреди которых русская «Сибирь». Фавориты - British Airways, Iberia, American Airlines. Пассажиропоток - 337 млн человек в год. Рыночная толика - 14%.
В «Аэрофлоте» и Air France-KLM вчера от комментариев отказались. SkyTeam и Delta на запросы «Ъ» не ответили. Управляющий связей с общественностью Star Alliance Маркус Рюдигер сказал «Ъ», что компания отыскивает напарника в Рф, но в длительной перспективе. В реальный момент перевозчики альянса имеют неплохую маршрутную сеть, покрывающую местность Рф. Потому альянсу не требуется немедленное заключение партнерства с русской авиакомпанией.
Источник в одном из инвестбанков отмечает, что на данный момент в SkyTeam нет точного фаворита, на которого мог бы ориентироваться «Аэрофлот». В то же время в Star Alliance главенствует Lufthansa, модель которой лежит в базе развития «Аэрофлота». В Star Alliance также заходит Turkish Airlines, являющаяся, по мнению участников рынка, ориентиром в технологическом развитии для почти всех авиакомпаний. Собеседник «Ъ» в совете директоров «Аэрофлота» выделил, что, невзирая на препядствия, выход из SkyTeam не зависит от менеджмента, а является «политическим решением». «Аэрофлот» дискуссировал роль в SkyTeam с 2002 года. В 2004 году глава перевозчика Валерий Окулов и управление Air France как фаворита SkyTeam подписали в Кремле соглашение о вступлении в союз. Выбор объяснили давними партнерскими связями с французским перевозчиком. Сообщалось, что «Аэрофлот» вел переговоры со Star Alliance, но они не увенчались фуррором, так как тогда «Аэрофлот» не устраивала экспансия Lufthansa в Рф и СНГ. Ожидаемый эффект от членства в SkyTeam «Аэрофлот» оценивал в $20 млн в год. Источник «Ъ» в совете директоров «Аэрофлота» произнес, что в итоге рекламная выгода оказалась «незначимой», не уточнив цифр.
Прецеденты выхода авиакомпаний из альянсов есть. Так, Shanghai Airlines покинула Star Alliance в связи с объединением с China Eastern Airlines. В 2009 году Continental Airlines (работает под брендом United Airlines) перебежала из SkyTeam в Star Alliance. Ирландская Aer Lingus вышла из OneWorld в 2007 году в связи с переходом в сектор низкобюджетных перевозок. Независящий эксперт по рынку авиаперевозок, обозреватель Aviation Week Йенс Флоттау считает, что на данный момент почти все члены авиационных альянсов стремятся сделать крепкие двусторонние соглашения либо войти в капитал другого перевозчика ради роста прибыли. Альянсы, представляющие 80% мирового рынка авиаперевозок, объясняет эксперт, очень ограничивают способности участников.
Елизавета Ъ-Кузнецова