Credit Agricole не станет возмещать сотрудникам растраты за поездки на такси в Париже, Лондоне и Нью-Йорке в дневное время и ограничит их расходы на авиаперелеты, гостиницы и рестораны. Расходы на оплату гостиниц в странах еврозоны не должны превосходить 165 евро за ночь (см. врез), сумма счета из ресторана в Париже 25 евро на человека, кроме обедов с клиентами. «Все расходы выше лимитов могут возмещаться лишь в исключительных вариантах», говорится в электронном сообщении, которое Credit Agricole разослал сотрудникам инвестбанковского подразделения (есть в распоряжении The Wall Street Journal). К сообщению прилагается таблица с лимитами расходов для различных городов.
Новость вызвала угнетение посреди служащих Credit Agricole. «Это просто неприлично, возмущается один из топ-инвестбанкиров. Сейчас мы обязаны останавливаться в гостиницах на задворках и растрачивать время в поездах, чтоб добраться до Амстердама либо Швейцарии, так как самолет больше не оплачивают. Ежели я ужинаю не с клиентом, то все, что могу для себя дозволить, бокал вина и легкую закуску».
Credit Agricole, 5-ый по размеру активов банк Франции, сильно пострадал в кризис. Не так давно он объявил о сокращении инвестбанковского бизнеса и планах сосредоточиться на рознице во Франции. Банк свернул операции в 21 из 53 государств и ведет переговоры о продаже части брокерских активов. Чтоб соответствовать новеньким правилам регулирования, Credit Agricole ликвидировал 2350 рабочих мест в различных странах и запустил програмку сокращения издержек, которая к 2016 г. обязана обеспечить экономию 650 млн евро раз в год. Три четверти сокращений рабочих мест коснулись конкретно инвестбанковского подразделения. Как и почти всем иным европейским кредитным организациям, Credit Agricole пришлось отрешиться от амбиций стать всепригодным банком и на равных конкурировать с гигантами с Уолл-стрит.
«Наиболее большие европейские инвестбанки еще могут побороться, чтоб остаться в игре. Но для таковых банков, как Credit Agricole, которые никогда не были важными игроками на глобальном уровне, наилучший выход уменьшить масштабы операций и сосредоточиться на нишах, где у их есть еще конкурентноспособные достоинства», говорит аналитик Natixis Эли Дарвиш.
Подобные прецеденты известны. В 2008 г. Citigroup запретил инвестбанкирам проводить встречи с клиентами вне кабинета и урезал расходы на цветное копирование документов. Не так издавна Morgan Stanley ограничил командировочные расходы и расходы на мобильную связь. Но в целом схожий подход нетипичен, в особенности в отношении инвестбанкиров, занимающих высочайшие позиции. Они постоянно воспользовались преимуществами, недоступными иным подразделениям, «постоянно были исключением из всех правил», замечает социолог Французского государственного центра исследований Оливье Годшо.
WSJ, 11.07.2013, Надежда Дмитриенко