Объединенная авиастроительная компания (ОАК) и ВЭБ дискуссируют методы денежного оздоровления обремененного долгами ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (производитель самолетов Sukhoi Superjet), поведали «Ъ» два источника, знакомые с ходом переговоров. В консультациях участвуют профильные министерства. «Делему нужно решать до конца года, по другому ГСС придется объявлять дефолт по кредитам»,-- объяснил один из источников «Ъ».
ГСС уже на данный момент находится в состоянии, близком к дефолтному,-- кредиторская задолженность компании на начало года достигла $2,1 миллиардов (из их $300 млн - перед связанными сторонами). Детально структура долга не раскрывается, но в отчетности ГСС говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязанностям перед банками WestLB и ВТБ. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать преждевременного погашения займов, но ранее времени компании нужно решить свои денежные препядствия.
В 2012 году ЗАО ГСС продало 12 самолетов Sukhoi Superjet (SSJ), в 2013 году планируется реализовать 27. Выручка компании по МСФО в 2012 году - $198 млн, убыток - наиболее $111 млн. 71,99% и 3% акций ЗАО ГСС принадлежат входящим в ОАК ОАО «Сухой» и ОКБ «Сухой», 25% плюс 1 акция - World Wings S.A. (структура итальянской Finmeccanica).
Источники «Ъ» поведали, что дискуссируется вариант, конвертации $600 млн долга ГСС перед ВЭБом в акции ЗАО либо его акционера - ОАО «Сухой». Вероятнее 2-ая схема, убедят один из собеседников «Ъ». Она красивее для ВЭБа, так как ОАО «Сухой» в отличие от ГСС доходно. Оно обладает акциями и остальных компаний, в том числе производителей военных самолетов, также 49% SuperJet International (51% - у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за предел. У ОАК 87% акций ОАО «Сухой», остальное - у Росимущества.
Для расплаты с остальными кредиторами ГСС планирует выпустить облигации на $0,6-1 миллиардов под госгарантии. Но при всем этом компания просит доборной поддержки страны на програмку SSJ. Так, предлагается перераспределить средства, заложенные в ФЦП на пуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG. Идет речь приблизительно о 10,7 миллиардов руб. Есть вариант доборной субсидии для ГСС со стороны ВЭБа на сумму порядка 15 миллиардов руб. Эти средства, по словам собеседника «Ъ», можно выручить от реализации ВЭБом 5% акций EADS (головная структура Airbus S.A.S.), которые ВЭБ купил в 2007 году у ВТБ. По вчерашним котировкам весь пакет стоил около 68,6 миллиардов руб., другими словами речь может идти о продаже только части пакета.
В ОАК и ВЭБе от комментариев отказались. Источник, близкий к ОАК, произнес, что переговоры о реструктуризации долгов ГСС длятся, идет диалог и с World Wings S.A., решение будет приниматься с учетом ее позиции. Источник, близкий к ВЭБу, отметил, что схема пока вызывает сомнения, в госкорпорации не чрезвычайно заинтересованы в ее реализации в таковой форме, в том числе в части реализации акций EADS. В World Wings S.A. не ответили на запрос «Ъ». В EADS не комментируют деяния акционеров.
Олег Пантелеев из «Авиапорта» считает, что производитель самолетов не должен развиваться лишь за счет страны. «Но SSJ - пилотный проект русского авиапрома, потому ГСС принципиально принципиально выполнить обязательства перед кредиторами, в том числе для поддержания доверия со стороны интернациональных контрагентов»,-- добавляет эксперт. По его мнению, в таковой ситуации вмешательство страны в лице ВЭБа «смотрится обоснованным».
Евгений Тимошинов, Яна Рождественская